пятница, 8 февраля 2013 г.

татарские песни по старинке

С национальной демографией обстоит дело так. Всего населения в трех селах - 2070 человек. Из ни 1350 - татары. Соотношение смертности к рождаемости и среди русски

...Местная администрация расположена в Бестянке, а значит получается, что Бестянка - столица маленького анклава. Глава администрации Валерий Викторович Буланов уже десять лет во власти. А до этого был инженером в совхозе Марьевский . Администрация расположена в здании школы, причем школа новая, ее построили в 2000-м году. С распределением учеников по селам выходит так: в Бестянской школе учится 190 детей, в Тарлаковской - 29. Но ведь первая школа - средняя, а вторая - основная, а значит сравнение не слишком корректно.

Есть еще один момент. Предварительно я услышал, что в Бестянке появился молодой мулла, который учился в какой-то азиатской стране; он якобы заставляет татар жить по законам шариата, причем до такой степени, что бестянские парни зашифровались и на дискотеку тайком убегают в клуб русского села. В общем на волне последних событий в мире звучит интригующе. Типа «гнездо Ислама». Сплетни нуждались в проверке.

Казалось бы, что особенного в том, что два великих народа под одной крышей поселились, как звери в детской сказочке про теремок? Однако я лично давно озабочен одним фактом нашей жизни. Во всех регионах Среднего Поволжья я слышу одну и ту же поговорку: татарин родился - еврей с хохлом заплакали . Жители Самарской, Кировской или Нижегородской областей на позволят соврать. Так почему-то выходит что все самые успешные предприниматели, самые трудолюбивые работники - татары. О-о-о-чень давно меня научили, чем отличается русский двор от татарского: в русский дом телега заедет - ее видно со всей деревни; в татарский двор КамАЗ заедет - и пропадет... Не сказал бы, что русские с татарами сосуществуют плохо. Однако некоторая напряженность в отношениях между народами остается. В этом-то я и хотел разобраться. Никем я не ангажирован. Просто хочется понять мир, в котором нам довелось жить. Ведь по сути вся Россия большая коммунальная квартира, в которой, как в старой песне (группы, кажется, «Дюна») пелось: «Э-э-э-эта коммунальна-я-я-я страна!» Приходится правда быть осторожным в освещении этого щекотливого вопроса, а потому постараюсь быть политкорректным.

Так исторически сложилось, что оба села соединились в одном сельском поселении с единым управлением. И еще третье село есть в этом поселении: Марьевка. Тоже исторически русское. Здесь кстати и совхоз один, на три села. Марьевка все по идее все должна уравновешивать, так как совхоз называется Марьевским . Географически расположение сел не слишком обычно: на Востоке живут русские, на Западе - татары. На Западе с минарета муэдзин суры поет, на Востоке колокола церкви православной громыхают. Церковь (в Тарлакове, конечно) - одна и старая. Мечетей в Бестянке - три, причем две из них новенькие, недавно построенные. Отношения христианства с исламом - особенная тема, к национальностям она не шибко относится, однако я просто констатирую факт.

Русские были крепостными помещика Тарлакова. Существует довольно далеко от Тарлакова Первого Тарлаково Второе, другое имение дворянина, про которого почти ничего не известно кроме того, что эти земли он получил за какие-то военные заслуги. Татары, основавшие Бестянку, - не потомки воинов Батыя. Они себя считают осколком древнего и легендарного Булгарского царства. Причем приезжают в Бестянку казанские татары - и здешних не слишком-то понимают. В смысле языка. Впрочем татарин - он всегда татарин. Даже если он мишарин (есть такой субэтнос в татарской нации). Впрочем и русский - всегда русский. Даже если он, простите, малоросс (то бишь, восточный украинец). Кто хочет оспорить сей факт это не ко мне, ибо я в настоящий момент рассказываю не о проблемах этнического своеобразия, а о сосуществовании в одном анклаве двух конкретных сел.

Эрзя был мужественный народ. Они раньше русских, ведомые своей царицей Нурчаткой, встретили монголов, ведомых кровожадным ханом Батыем. Конечно сопротивляться Золотой Орде было тяжеловато, тем не менее маленький народ сражался отважно. И выжили немногие. Несколько столетий после страшной войны здешние места оставались безжизненными, и лишь во второй половине XVII века, приблизительно в 1670 году, сюда, на берега реки Труев пришли жить люди. Причем русские и татары одновременно.

Историческая ирония заключается в том, что здешние места исконно не татарские и не русские. Здесь издревле жила мордва, точнее народность эрзя. Мордва после того как Москва накрепко колонизировала эрзянские земли, ушла в глухие леса. Даже теперь мордовские деревни находятся в самой-самой глубинке Пензенского края, за лесами и долами.

Татарское село Бестянка и русское село Первое Тарлаково существуют бок о бок не первый век. Всякое бывало в истории сосуществования культур, но все радости и напасти бестянцы и тарлаковцы несмотря на всякие м-м-м-м-м . скользкости менталитетов встречали и провожали бок о бок. И все-таки хочется спросить: русский с татарином  - братья... навек?

Русский с татарином - братья. Навек?

Для того, чтобы скачать книгу в FB2, достаточно кликнуть на названии:

Активные ссылки на книги, которые я постепенно перевожу в удобочитаемую форму (просто надо кликнуть по картинке):

Библиотечка в форматах FB2 и PDF:

Другой ресурс автора (он о фотографии):

Не забывайте, пожалуйста, что на территории РФ действует Авторское право, согласно которому чужое тырить нехорошо. Впрочем, некоммерческое использование текстов, их фрагментов или фотографических изображений автор всячески приветствует.

Михеев Геннадий Александрович

Знакомьтесь: Россия...

Русский с татарином - братья / Блуждания в русской тьме / Главная /

Комментариев нет:

Отправить комментарий